САЙТ
учителя информатики

ПЛОТНИКОВА СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА

)

Театральная педагогика

Сходство и различие ролевой игры и театральной педагогики

 

Школьная ТП

Ролевая игра

Установление различий

В ТП налицо опора на игру. Но тут игра – условие необходимое, но не достаточное. Нужна ещё ролевая установка – либо в виде отождествления с персонажем проигрываемой Роли, либо в виде мотивации к деятельности.

Для театральной педагогики характерен эмоционально-целостный телесно-физический способ познания (интеллект, эмоции, чувства через телесные ощущения) способ познания мира.

Роль может сыграть и один.

 

Игра обладает, по Эльконину, тремя важными для человека функциями:  она есть средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство развития умственных действий и средство развития мотивационного поведения (термина «развитие» характеризует динамику процесса, но не статику (результат)). Развитие можно определить как приращение сложности чего-либо, но чего в игре? Чего-то такого, что вне игры.

 

У игры отсутствует творение (воплощение) замысла

Игроков минимум двое.

 

Определение терминов

«Театральная педагогика» есть методика создания целостного образа на основе игрового действия, ролевой установки, в процессе коллективного творчества, организованного по законам искусства с привлечением возможностей всех видов искусства. (Создание целостного образа – результат процесса, игра – сторона созидания образа, инструмент, часть, но не целое).

Создание есть творение. «Театрализация» есть творение целостного образа путём воплощения сценария (замысла) через проигрываемые Роли.

Игра, по определению психологов - непродуктивная и ненаправленная деятельность, не имеющая пространственно-временных границ

Ролевая игра – один из основных приёмов на интерактивных занятиях. В РИ участникам предлагается примерить на себя роль другого человека или «разыграть» определённую проблемную ситуацию.

Ролевые игры – это эффективный метод обучения учащихся практическим навыкам работы, она используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развитие творческих способностей, а также  для формирования  общеучебных умений.

Возможные исходы

«театрализации» части учебного занятия  в школе в терминах «игрового объектного языка»: всегда выигрывают (приобретают знания) все актёры – исполнители учебных Ролей (ненулевой выигрыш для всех актёров, нет ни ничьей, ни проигрыша).

Знания, объективированные в постановке сценария (представления. шоу, перформанса)  и интериоризированные в форме чувствен-ного образа (идеи-представления как результата познания с помощью органов чувств тела человека) есть цель и результат применения методов и приёмов ТП посредством ролевого метода обучения.

игры: проигрыш, выигрыш, ничья.

 

Крайне редки сценарии игр, в которых  выигрывают все игроки.

 

Главное для игроков - победа или поражение. выигрыш либо проигрыш. Знания в РИ выступают случайным, побочным продуктом игрового процесса. Поведение изучавшегося «чёрного ящика» - основа для составления мнения, знаний же о том, как устроен, как функционирует «чёрный ящик», если судить только  по внешним проявлениям объекта в процессе взаимодействия с ним, можно и не получить. 

Направленность на результат

«Искусство должно служить народу»

ШТП должна помочь в процессе преподавания информатики сформировать базовые понятия предметной области и ИКТ-компетенции

формирование понятийного аппарата предметной области через проигрывание учебных задач (фактически – через проживание, переживание сюжета действа, персонификацию аллегорий изучаемых явлений, процессов, объектов); есть цель – сформировать понятие о явлении, процессе, объекте на эмоциональном, затем  - на рациональном уровнях

РИ (деловые игры, имитации, моделирование) нацелены в конечном итоге на стремление к выигрышу, на реализация стратегии победы над другими игроками, реализацию желания выиграть самому, ощутить своё превосходство над другими, сделать так, чтобы другие проиграли.

 

За этими мотивами игр стоит желание управлять, стремление к власти, жажда скорого обогащения, обладания, преобладания, жажда победы в состязании, эелание получить преимущество в конкурентной борьбе.

Социальная значимость

В ТП в процессе решения учебных развивающих задач формируются базовые понятия+ИКТ-компетенции курса информатики для всех субъектов образовательного процесса – и для отдельного ученика, и для учебной группы.

Для РИ состоит в том, что  в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

 

Правила

Закономерности (действующие правила) функционирования исполняемых Ролей познаются  в (изнутри) процессе(а) воплощения сюжета (решения учебного этюда).

Правила игры задаются извне, игроки действуют по правилам в процессе игры.

Способ познания мира

Уровни (компоненты) познания мира у ТП

 

Операциональный (локомоторный (дословесный) интеллект – манипуляции, локомоции, жестикуляции (КЖР), пантомимика, интердикции, партиципации (соучастия в  добывании пищи, обряды, радения, танцы и иные дологические практики))

 

Эмоциональный целостно-образный, метафорический, чувственный способ познания (чувства, эмоции, словесный интеллект (использование второй сигнальной системы - говорение, речь, пение, свист), вбирающий в себя операциональную культуру.

 

В меньшей степени - рациональный («естественно-научный» в терминах общей педагогики - абстрактное мышление, научное познание, формы развития знания)

Терминологический аппарат заимствуется частично у ТП, частично у других отраслей педагогики

РИ - это отличный способ: диагностики; демонстрации навыка; демонстрации типичных ошибок; тренинга отдельного или комплекса навыков; оценки эффективности обучения; вовлечения в работу пассивных студентов за счет повышения уровня мотивации.

Для успешной реализации необходима тщательная подготовка, которая включает в себя: определение целей (?); планирование РИ; разработку и адаптацию сценария, согласно уровню подготовки учащихся; распределение ролей; подготовка раздаточного материала; подготовка оборудования и кабинета.

Опасности и сложности применения игровых методов: как это ни парадоксально, но даже при тщательном планировании РИ могут возникнуть непредвиденные сложности, а именно: недостаток навыка (как у педагога, так и у учащихся); дисбаланс информации; ошибка в оценке уровня подготовленности учащихся; неудачно составленные упражнения.

 

Партнёры



©StavrosTektonos