Сходство и различие ролевой игры и театральной педагогики
|
Школьная ТП |
Ролевая игра |
Установление различий |
В ТП налицо опора на игру. Но тут игра – условие необходимое, но не достаточное. Нужна ещё ролевая установка – либо в виде отождествления с персонажем проигрываемой Роли, либо в виде мотивации к деятельности. Для театральной педагогики характерен эмоционально-целостный телесно-физический способ познания (интеллект, эмоции, чувства через телесные ощущения) способ познания мира. Роль может сыграть и один. |
Игра обладает, по Эльконину, тремя важными для человека функциями: она есть средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство развития умственных действий и средство развития мотивационного поведения (термина «развитие» характеризует динамику процесса, но не статику (результат)). Развитие можно определить как приращение сложности чего-либо, но чего в игре? Чего-то такого, что вне игры. У игры отсутствует творение (воплощение) замысла Игроков минимум двое. |
Определение терминов |
«Театральная педагогика» есть методика создания целостного образа на основе игрового действия, ролевой установки, в процессе коллективного творчества, организованного по законам искусства с привлечением возможностей всех видов искусства. (Создание целостного образа – результат процесса, игра – сторона созидания образа, инструмент, часть, но не целое). Создание есть творение. «Театрализация» есть творение целостного образа путём воплощения сценария (замысла) через проигрываемые Роли. |
Игра, по определению психологов - непродуктивная и ненаправленная
деятельность, не имеющая пространственно-временных границ Ролевая игра – один из основных приёмов на интерактивных занятиях. В РИ участникам предлагается примерить на себя роль другого человека или «разыграть» определённую проблемную ситуацию. Ролевые игры – это эффективный метод обучения учащихся практическим навыкам работы, она используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развитие творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. |
Возможные исходы |
«театрализации» части учебного занятия в школе в терминах «игрового объектного языка»: всегда выигрывают (приобретают знания) все актёры – исполнители учебных Ролей (ненулевой выигрыш для всех актёров, нет ни ничьей, ни проигрыша). Знания, объективированные в постановке сценария (представления. шоу, перформанса) и интериоризированные в форме чувствен-ного образа (идеи-представления как результата познания с помощью органов чувств тела человека) есть цель и результат применения методов и приёмов ТП посредством ролевого метода обучения. |
игры: проигрыш, выигрыш, ничья. Крайне редки сценарии игр, в которых выигрывают все игроки.
Главное для игроков - победа или поражение. выигрыш либо проигрыш. Знания в РИ выступают случайным, побочным продуктом игрового процесса. Поведение изучавшегося «чёрного ящика» - основа для составления мнения, знаний же о том, как устроен, как функционирует «чёрный ящик», если судить только по внешним проявлениям объекта в процессе взаимодействия с ним, можно и не получить. |
Направленность на результат |
«Искусство должно служить народу» ШТП должна помочь в процессе преподавания информатики сформировать базовые понятия предметной области и ИКТ-компетенции формирование понятийного аппарата предметной области через проигрывание учебных задач (фактически – через проживание, переживание сюжета действа, персонификацию аллегорий изучаемых явлений, процессов, объектов); есть цель – сформировать понятие о явлении, процессе, объекте на эмоциональном, затем - на рациональном уровнях |
РИ (деловые игры, имитации, моделирование) нацелены в конечном итоге на стремление к выигрышу, на реализация стратегии победы над другими игроками, реализацию желания выиграть самому, ощутить своё превосходство над другими, сделать так, чтобы другие проиграли. За этими мотивами игр стоит желание управлять, стремление к власти, жажда скорого обогащения, обладания, преобладания, жажда победы в состязании, эелание получить преимущество в конкурентной борьбе. |
Социальная значимость |
В ТП в процессе решения учебных развивающих задач формируются базовые понятия+ИКТ-компетенции курса информатики для всех субъектов образовательного процесса – и для отдельного ученика, и для учебной группы. |
Для РИ состоит в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. |
Правила |
Закономерности (действующие правила) функционирования исполняемых Ролей познаются в (изнутри) процессе(а) воплощения сюжета (решения учебного этюда). |
Правила игры задаются извне, игроки действуют по правилам в процессе игры. |
Способ познания мира |
Уровни (компоненты) познания мира у ТП Операциональный (локомоторный (дословесный) интеллект – манипуляции, локомоции, жестикуляции (КЖР), пантомимика, интердикции, партиципации (соучастия в добывании пищи, обряды, радения, танцы и иные дологические практики)) Эмоциональный целостно-образный, метафорический, чувственный способ познания (чувства, эмоции, словесный интеллект (использование второй сигнальной системы - говорение, речь, пение, свист), вбирающий в себя операциональную культуру. В меньшей степени - рациональный («естественно-научный» в терминах общей педагогики - абстрактное мышление, научное познание, формы развития знания) |
Терминологический аппарат заимствуется частично у ТП, частично у других отраслей педагогики РИ - это отличный способ: диагностики; демонстрации навыка; демонстрации типичных ошибок; тренинга отдельного или комплекса навыков; оценки эффективности обучения; вовлечения в работу пассивных студентов за счет повышения уровня мотивации. Для успешной реализации необходима тщательная подготовка, которая включает в себя: определение целей (?); планирование РИ; разработку и адаптацию сценария, согласно уровню подготовки учащихся; распределение ролей; подготовка раздаточного материала; подготовка оборудования и кабинета. Опасности и сложности применения игровых методов: как это ни парадоксально, но даже при тщательном планировании РИ могут возникнуть непредвиденные сложности, а именно: недостаток навыка (как у педагога, так и у учащихся); дисбаланс информации; ошибка в оценке уровня подготовленности учащихся; неудачно составленные упражнения. |